На уроке татарского языка
Не могу сказать, что благодаря школьным урокам татарского языка я научилась свободно говорить и писать на родном языке. Конечно же, в память врезались основные слова и понятия, но освоить литературный татарский язык, чтобы научиться понимать песни и стихи татарских поэтов, я так и не смогла. А ведь мои родители, бабушки и дедушки были настоящими татарами, которые знали и разговаривали дома на татарском языке. Хотя по-татарски разговаривали в основном бабушки и дедушки, а мама и папа между собой говорили на русском. Я, когда была с родителями, говорила с ними только на русском, а когда оставалась с бабушками, то и понимала, и отвечала им на татарском.
В глубине души я, конечно же, считаю себя татаркой, горжусь тем, что живу среди татар, уважаю обычаи и национальные традиции нашего народа. Но, к огромному моему сожалению, свободно разговаривать по-татарски, как дикторы телевидения или артисты в театре не умею. По моему мнению, для человека знание языка так же важно, как и знание основ математики или физики. Это те знания, которые не просто могут пригодиться в будущем, а еще и греют душу. Ведь татарский язык настолько богат и в нем столько различных переливов. И это можно понять только слушая татарские песни.
Даже мелодия несет такой огромный национальный колорит, напор и страсть, что трудно не почувствовать, что эта песня прекрасна, даже если иногда и не совсем понимаешь все слова.
Давно в Татарстане стали уделять должное внимание преподаванию и освоению татарского языка в школах. Сегодня количество часов преподавания татарского и русского языков практически одинаково. Дети учатся и осваивают татарский язык по полной программе. Но ситуации, когда мои подружки, у которых дети учатся в пятом классе, звонят мне и просят помочь сделать домашнее задание по татарскому языку, меня поражает. Получается, что дети не могут выполнить совсем элементарных заданий, составить простейшие предложения. Конечно, я всегда стараюсь чем могу помочь своим знакомым, которые обращаются ко мне с просьбой помочь сделать уроки татарского языка в школе. Но то, что некоторые дети, несмотря на то, что татарский язык является таким же важным предметом в школе, как и все остальные, не знают его и не могут на нем разговаривать, меня очень волнует. В связи с этим я решила
задать вопросы о том, как сегодня обстоят дела с изучением татарского языка в школе, преподавателю татарского языка в средней татарско-русской общеобразовательной школе №66 ГАЗИЗОВОЙ Диляре Фидаэловне.
– Диляра Фидаэловна, Ваше мнение специалиста: сложен ли татарский язык как таковой для изучения? Известно, например, что русский язык иностранцам дается очень трудно.
– Я, конечно же, согласна с этим мнением. Действительно, для русских детей татарский язык является иностранным. Преподавание начинается с первого класса и в неделю у детей по программе 6 уроков татарского. Я занимаюсь с детьми из русских групп. У нас в школе есть дети, занимающие в русских группах и в татарских группах. В какой группе по изучению татарского языка ребенок будет заниматься, определяется при поступлении в школу. Мы учитываем пожелания родителей и начальный уровень знаний ребенка.
В первом классе занятия я стараюсь проводить в увлекательной игровой форме, мы изучаем
слова, смотрим мультфильмы, читаем стихи и поем татарские песни. Очень важно, чтобы дети любили уроки татарского языка, чтобы им было интересно его изучать. Если с первого класса заложить хорошую основу и привить детям любовь к татарскому языку, а самое главное, сделать так, чтобы они начали понимать о чем идет речь во время урока, то это и послужит тем фундаментом, на котором в будущем можно будет кирпичик за кирпичиком возводить дворец знаний татарского языка. В начальных классах мы изучаем татарский язык по программе Литвинова. Этот учебник нам очень нравится. В нем родители видят, какое домашнее задание будет задано ребенку на следующий урок и могут мне задать свои вопросы заранее.
– Не может ли сильная нагрузка на детей-первоклашек вызвать у них антипатию к изучению
татарского языка?
– Я припоминаю только один случай, когда мой ученик Валера ни за что не хотел изучать татар ский язык, даже не хотел играть со мной, грубил, хулиганил на уроках и заявлял: «Ну не люблю я татарский, не хочу я его знать. Что вам от меня надо?» Я пыталась с ним поговорить, потом пригласила его маму, и она две недели посещала вместе с сыном занятия. В первом классе у нас есть такая игра «Господин Язык». В группе было 15 детей, все 14 хотят играть, а один Валера сопротивляется. Но благодаря поддержке, контролю и пониманию его мамы, мы вместе смогли преодолеть эти трудности. Через две недели у Валеры глаза уже горели, ему стало интересно, и он пришел на урок один, без мамы. И с тех пор у нас с ним всегда было взаимопонимание, он постепенно втянулся в изучение татарского языка, и во втором классе у нас проблем не было. Сейчас он перешел в третий класс и почему-то снова начинает показывать свой характер. Но я надеюсь, что мы сможем найти общий язык, и Валера в будущем еще будет радовать меня знаниями по татарскому языку.
– Насколько эффективно проходит сейчас обучение татарскому языку в школах?
– Эффективным обучение татарскому языку будет в том случае, если до четвертого класса ученики получили фундамент знаний, чтобы у них в памяти был определенный запас слов, чтобы были словари, и самое главное, очень важен контроль со стороны родителей. У нас в школе учителя татарского языка ведут своих детей от первого до одиннадцатого класса. Это
очень правильно, я считаю, так как у каждого учителя, несмотря на то, что все преподают одну и ту же программу, есть свои специальные приемы даже для того, чтобы дети на уроках вели себя хорошо, внимательно слушали учителя, и им нравилось узнавать новое. На детей ни в коем случае нельзя повышать голос, тем самым учитель показывает свою слабость перед учениками, важно, чтобы дети научились уважать учителя и любить предмет, который изучают.
– Как родители должны помогать своим детям в изучении татарского языка? Должны ли помогать делать домашнее задание?
– Основная помощь родителей в изучении татарского языка заключается в том, чтобы они находили время, уделяли внимание и контролировали выполнение ребенком домашнего задания. Хорошо, если в семье хоть кто-то из взрослых знает татарский язык, понимает его и может помочь сделать домашнее задание. Это могут быть и мамы, и папы, бабушки и дедушки, даже иногда соседи или знакомые родителей. Основной смысл заключается в том, чтобы ребенок непросто аккуратно переписал в тетрадку домашнее задание, но и понял о чем идет речь и смог бы на уроке учителю объяснить, почему он написал именно так. Важно, чтобы было понимание и желание изучать татарский язык. Бывает так, что у ребенка в тетради все написано правильно, то есть фактически домашнее задание выполнено на пятерку, но начинаю спрашивать, а ребенок не может ничего ответить. Вот это меня волнует. Я считаю, пусть ре бенок получит четверку, но при этом я буду уверена, что у него в голове есть знания и он хоть и с помощью взрослых, но вдумчиво и ответственно подошел к выполнению уроков.
Я преподаю татарский язык уже 14 лет и за это время у меня накоплен огромный опыт. Всегда я приглашаю на занятия родителей первоклашек, чтобы они потом тоже имели представление о татарском языке и могли помочь своим детям. Ведь в моей группе практически все родители не
владеют татарским языком. У меня налажен контакт с родителями, они знают номер моего телефона и в случае возникновения непонятных для них вопросов, могут вечером позвонить мне домой.
Я стараюсь всегда находить время для общения с ними, ведь родители учеников это мои главные помощники в изучении детьми татарского языка. Могу сказать, что первые два года действительно мы много общаемся с родителями, но потом, уже в третьем и последующих классах, дети совершенно спокойно сами выполняют домашнее задание.
– Можно ли русскоговорящим детям на одной только школьной программе, не погружаясь в
языковую среду, освоить татарский язык хотя бы на уровне понимания?
– Да, конечно, можно. Мы же и обучаем в нашей школе русскоговорящих детей татарскому языку. И они, я могу точно сказать, к окончанию школы татарский язык понимают очень хорошо. Но языковая среда - русская для татарских детей или татарская для русских детей – очень благотворно влияет на освоение детьми языка.
У меня есть два примера. Сын моего брата, жена у которого русская, Эдуард должен был идти
в первый класс. Встал вопрос, а в какую группу по изучению татарского языка его запишут. Поскольку фамилия, имя и отчество у ребенка татарские, то это должна была бы быть татарская группа. Но ребенок ни слова не знает на татарском. В деревне жили родственники и родители на свой страх и риск отправили ребенка в татарскую деревню. Первые дни мальчик молчал, переживал стресс, но постепенно привык, стал выходить во двор и на улицу, общался с детьми и родственниками и через два месяца к учебному году приехал в Казань со знанием татарского языка. И сейчас Эдуарду уже 18 лет, и он может свободно говорить на родном языке.
Другой пример - это моя дочь. Она до трех лет разговаривала только на татарском. И я оза-
ботилась тем, а как же в дальнейшем она сможет освоить русский язык. Мы с мужем приняли решение перевести ее из татарской группы в детском садике в русскую группу. Да, ребенок тоже пережил стресс от смены обстановки, ей было первое время непонятно, о чем говорили вокруг дети и воспитатели. Две недели дочка молчала и ни с кем в садике не разговаривала, но потом быстро освоила русский язык. Сейчас она хорошо знает оба языка.
– Любят ли дети уроки татарского языка? Нравится ли им сам процесс обучения? И что делать,
чтобы дети любили татарский язык?
– Очень многое зависит от учителя, от того, как он готовится к урокам. Даже внешний вид играет здесь немаловажную роль. Для меня образцом была моя учительница татарского языка Гузалия апа.
Именно благодаря ей, я и выбрала профессию учителя татарского языка. Она всегда была красивой, внимательной, заботливой и очень нас любила. Я стараюсь во всем быть похожей на нее. Мои ученики чувствуют мою любовь и на уроках всегда радуют меня знаниями. Могу уверенно сказать, что мои ученики любят татарский язык. Я стараюсь никогда их не ругать и не ставить двойки. Иногда даже от того, какая обстановка дома, у ребенка может быть плохое настроение, он замыкается в себе. Главное, найти индивидуальный подход к каждому, относиться к детям с пониманием и любовью.
Беседовала Карина ШАРАФЕЕВА
http://www.kroshka-kazan.ru/razvitie_rebenka/2008_okt.html